МОДИФИКАЦИИ Самолет - летающий стартовый комплекс для запуска ВКС или ракет-носителей нового поколения (проект); самолет-носитель английского ВКС Hotol, снабженный восемью ТРДД (проект); поисково-спасательный самолет-носитель экраноплана (проект); Ан-225-100 - гражданская модификация, полностью соответствующая всем требованиям мирового сообщества.
Самолет будет оснащен необходимыми элементами оборудования, позволяющими его безопасную эксплуатацию на гражданских коммерческих трассах: в частности на самолете будут установлены специальные системы предупреждения столкновений с землей, в воздухе, а также система, которая позволяет летать самолетам с сокращенными интервалами вертикального эшелонирования и вести радиосвязь на новом диапазоне радиочастот с очень "малыми разницами".
. .
Ведется доработка также самой конструкции самолета. Поскольку на нем будут перевозить очень тяжелые грузы внутри фюзеляжа, что раньше не предполагалось, усиливается пол самолета, передний порог, передняя часть. Улучшаются и кабины экипажа, сопровождающих, устанавливаются новая вентиляция, освещение.
РАЗМЕРЫ. Размах крыла 88,4 м; длина самолета 84,0 м; высота самолета 18,1 м; площадь крыла 905,0 м2;
РАЗМЕРЫ ГРУЗОВОЙ КАБИНЫ. длина 43 м, ширина кабины 6,4 м, высота кабины 4,4 м.
ЧИСЛО МЕСТ. Экипаж 6 человек.
ДВИГАТЕЛИ. На самолете устанавливаются шесть ТРДД Д-18Т (6х229,5 кН/6х23400 кгс).
МАССЫ И НАГРУЗКИ. Максимальная взлетная масса 600000 кг; Максимальная полезная нагрузка 250000 кг.
ЛЕТНЫЕ ДАННЫЕ. Крейсерская скорость 800-850 км/ч; Дальность полета:
- с полезной нагрузкой 200000 кг, размещенной внутри фюзеляжа, 4500 км,
- с полезной нагрузкой 100000 кг в фюзеляже 9600 км;
- перегоночная 15400 км; Длина пробега с ВКС "Буран", установленным на фюзеляже, 2500-2800 м; Потребная длина ВПП 3500 м.
ОБОРУДОВАНИЕ. Самолет оснащен навигационной РЛС, аналоговой четырехканальной ЭДСУ, РЛС, счетверенной ИНС, блоками радионавигационных систем "Лоран" и "Омега".
Грузовой отсек герметизирован. Над грузовым отсеком имеется пассажирский салон, вмещающий 60-70 человек. Имеется носовая грузовая рампа (продолжительность открывания 7 мин), средства механизации погрузочно-разгрузочных операций. Над фюзеляжем имеются узлы крепления крупногабаритных грузов, в частности ВКС "Буран" и элементов РН "Энергия".
Предусмотрена возможность использования самолета в качестве летающего стартового комплекса перспективных ВКС, в этом случае самолет должен оснащаться оборудованием, необходимым для предстартовой подготовки ВКС или РН, размещенных над фюзеляжем.
Может использоваться в качестве составляющей морского поисково-спасательного комплекса, в состав которого входит также экраноплан типа "Орленок" (размещается на фюзеляже самолета Ан-225 и сбрасывается в воздухе по прибытии в район бедствия).
КОНСТРУКТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ. Крупнейший в мире самолет. Конструктивно близок самолету Ан-124 "Руслан".
СОСТОЯНИЕ ПРОГРАММЫ. Построен один опытный самолет. Второй самолет - в стадии достройки на Киевском авиазаводе (готовность около 90%).
Полномасштабные испытания самолета Ан-225 были прерваны из-за отсутствия финансирования в начале 90-х годов (крайний полет самолета состоялся весной 1994 года).
В сентябре 1999 года Авиационный научно-технический комплекс им. Олега Антонова (Киев) и АООТ "Мотор-Сiч" (Запорожье) подписали соглашение о возобновлении строительства самых крупных в мире грузовых самолетов Ан-225 "Мрiя" в коммерческом варианте. У "Мотор-Сiч" 30-процентная доля в консорциуме, у антоновского КБ и его дочерней авиакомпании (которая будет эксплуатировать самолет) - остальные 70%.
Сейчас в Гостомеле на базе АНТК под Киевом полным ходом ведутся работы по расконсервированию самолета и подготовке его для сертификации и коммерческих полетов. Ожидается, что он поднимется в воздух в феврале 2001 года. Затем последует трехмесячная программа летных испытаний, предусматривающая, в частности, сертификацию в мае 2001 года. Ожидается, что в июне 2001 года "Мрия" (по некоторым данным второй достроенный экземпляр) будет представлена на авиасалоне в Le Bourget (Франция).
Предусмотрена установка шести двигателей Д-18Т III серии, чтобы Ан-225 соответствовал современным стандартам ИКАО по шуму и эмиссии.
"Авиалинии Антонова" рассчитывают начать коммерческую эксплуатацию Ан-225 уже к концу 2001 года.
Производить самый большой самолет в мире в случае возобновления его производства будет Ульяновский авиакомплекс, выпускающий сейчас "Русланы" Ан-124 (единственный летавший экземпляр самолета Ан-225 был построен в 1988 г в Авиационном научно-техническом комплексе им. Олега Антонова). В настоящее время в Ульяновске изготовляют некоторые детали, необходимые для ремонта и модернизации Ан-225.
В настоящее время самолет Ан-225 считается одной из самой перспективной разработкой АНТК "Антонов" (наряду с Ан-70, Ан-140 и Ан-124).
СТОИМОСТЬ. Стоимости аренды самолета Ан-225 зависит от характера груза, но один летный час "Мрии" будет стоить дороже, чем "Руслана" (при этом летный час аренды "Руслана" стоит до 25 тыс долларов в час).
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ. Дальнейшее развитие самолета Ан-124 "Руслан". Разработка самолета, предназначенного для перевозки крупногабаритных элементов космических систем (в частности, ВКС "Энергия"/"Буран") началась в 1985 г. Первый полет самолета, построенного на Киевском авиазаводе, состоялся 21 декабря 1988 г. 13 мая 1989 г. Ан-225 перевез ВКС "Буран" из г. Жуковский в Байконур.
На самолете "Мрия" установлено 106 мировых рекордов.
На самолете могут перевозиться ректификационные колонны, опоры линий электропередач и т.п. Самолет стал широко известен в мире после того, как доставил снаружи фюзеляжа орбитальный корабль "Буран" на авиационный салон в Ле Бурже.
На "спине" Ан-225 "Буран" летал на авиавыставки в Канаду, Францию, Австралию. Однако в конце 80-х годов программу "Энергия-Буран" приостановили, а в начале 1990-х и вовсе закрыли. "Мрiя" осталась практически не у дел. Ее использовали в основном для перевозки украинских экспозиций на престижные международные выставки, а с 1994 года поставили на прикол на аэродроме в Гостомеле (пригороде Киева).
Самолет Ан-225 является одной из главных составляющих в программе по созданию МАКС ("МАКС" - многоцелевая авиационно-космическая система), поддерживаемой правительством РФ и правительством г. Москвы. Московское правительство особенно заинтересовано в сохранении лабораторно-стендового комплекса, на которое не выделяется средства в течение последних лет и без которого невозможно создание МАКС.
Особенностью МАКС является применение в качестве первой ступени самолета-носителя типа Ан-225, который может быть оснащен системой дозаправки топливом в воздухе от заправщика Ил-78, что значительно расширит радиус его действия.
Стоимость программы создания МАКС за 1999 год несколько снизилась и сейчас оценивается в примерно $0,9-1,5 млрд. По проведенным ранее расчетам, при ежегодном запуске 20 МАКС проект окупится за 3 года. После этого прибыль, гарантируемая инвесторам, составит порядка 1,0 млрд. в год. По другим данным, при стоимости запуска около $1000 за 1 кг достаточно 25 запусков, чтобы в течение 3-5 лет окупить все затраты. Практически завершена разработка конструкторской и технической документации на систему. Всего по комплексу выполнено до 30% объема НИОКР, в том числе готовы: комплект документации и полномасштабный макет внешнего топливного бака, двигатель, двигатель для орбитального самолета, цельнометаллический и полномасштабный макет хвостовой части фюзеляжа космического самолета. Внешний топливный бак планируется изготавливать на украинском предприятии "Южное", о чем достигнута договоренность в рамках выполнения программы.
Запуск спутников с "Мрии" будет в семь-десять раз дешевле, чем со стационарного космодрома. При этом "Мрия" не будет прямо конкурировать с проектом авиакомпании "Полет", которая собирается запускать спутники с "Руслана". Дело в том, что "Полет" намерен запускать легкие спутники весом до 3,5 тонны, а с "Мрии" можно запускать уже аппараты средней тяжести (до 5,5 тонны).
В связи с потребностями мирового рынка авиаперевозок АНТК "Антонов" и его дочерняя авиакомпания "Авиалинии Антонова" решили восстановить единственный построенный самолет Ан-225. Для этого необходима тесная кооперация с российскими КБ и НИИ, которые будут осуществлять техническую доводку лайнера. Общая сумма инвестиций в проект оценивается в 20 млн долларов.
Основным соисполнителем проекта выступит ОАО "Мотор-Сич" (Запорожье), которое профинансирует часть работ по реконструкции и поставит 6 новых двигателей для самолета. Финансирование осуществляется за счет собственных средств ОАО "Мотор-Сич" и АНТК. им. Антонова.
Часть средств из этих 20 млн долл. пойдут на закупку внутреннего оборудования салона. Сейчас многие из этих деталей демонтированы и используются на других самолетах, а некоторые просто пылятся в ангарах, как в России, так и на Украине.
В случае успешного завершения испытаний и сертификации Ан-225 будет передан в коммерческую эксплуатацию. И тогда мировой рынок авиаперевозок крупногабаритных и сверхтяжелых грузов ожидает новая революция. Первый передел произошел восемь лет назад, когда российская компания "Волга-Днепр" и украинская "Авиалинии Антонова" начали продавать перевозки грузов весом до 120 тонн на предшественнике "Мрии" - самолете Ан-124 ("Руслан"). Русские и украинцы тогда, по сути, открыли новую нишу и быстро ее монополизировали, потеснив при этом из соседних сегментов западных перевозчиков, которые осуществляли доставку на самолетах Boeing-747 Jumbo грузоподъемностью 80 тонн.
Сейчас на долю компаний "Волга-Днепр" и "Авиалинии Антонова" приходится почти 90% рынка крупногабаритных грузов (половину рынка контролируют россияне и 40% украинцы), который оценивается в 230 млн долларов. Его емкость увеличивается на 25-30% каждый год, а с появлением "Мрии" рост может принять поистине взрывной характер. Учитывая массу энергетических проектов в Китае и других странах Юго-Восточной Азии, для реализации которых необходимо возить турбины для электростанций, а также планы запуска двухступенчатых ракет-носителей со спутниками путем десантирования с самолета, фирмы, которые захотят эксплуатировать "Мрию", могут претендовать на 5-6 млрд долларов в течение ближайших десяти лет.
Ожидается, что с новыми разработками западных авиаторов - моделью А3ХХ-100F концерна Airbus и лайнером 747-Х корпорации Boeing (грузоподъемность обоих не превышает 150 тонн) - "Мрия" вступит в прямую конкуренцию и скорее всего ее выиграет.
По мнению генерального директора авиакомпании "Волга-Днепр" Алексея Исайкина, потребность в транспортных самолетах Ан-225 грузоподъемностью до 250 тонн оценивается в 2-3 машины, и сама авиакомпания "Волга-Днепр" заинтересована в приобретении самолета Ан- 225.
По мнению, А. Исайкина, эксплуатация Ан-225 целесообразна альянсом нескольких авиакомпаний, т.к. дорого будет стоить достройка самолета и его эксплуатация потребует определенной новой инфраструктуры, о такой кооперации ведутся переговоры. Согласно представителю КБ Антонова, для гарантированного обеспечения предлагаемых услуг необходимо три самолета. Но, если возвращение в небо первого 225-го "очень дорогостояще", то завершение строительства второго и строительство третьего по затратам "будет огромным для наших ресурсов и может быть оправдано только очень большим спросом".
РАЗРАБОТЧИК ОКБ им. О.К. Антонова.
***
Прикрепления: |