Взрывы жилых домов — серия террористических актов в российских городах (Буйнакске, Москве и Волгодонске) произошедших с 4 по 16 сентября 1999 года. В результате этих терактов 307 человек погибли, более 1700 человек получили ранения различной степени тяжести или пострадали в той или иной мере.
4 сентября 1999 в 21:45 грузовик ГАЗ-52, в котором находилось 2700 килограммов взрывчатого вещества из алюминиевого порошка и аммиачной селитры, был взорван в дагестанском городе Буйнакске, рядом с пятиэтажным жилым домом № 3 на улице Леваневского (Шихсаидова), в котором проживали семьи военнослужащих 136-й мотострелковой бригады Минобороны России. В результате взрыва были разрушены два подъезда жилого дома, 64 человека погибли, из них 23 — дети, 146 человек ранены. Второй грузовик ЗИЛ-130, был обезврежен командиром инженерно-саперного батальона бригады возле госпиталя через два часа после первого взрыва.
8 сентября 1999 в 23 часа 59 минут 58 секунд на первом этаже 9-этажного жилого дома № 19 по улице Гурьянова (район Печатники, юго-восток Москвы) произошёл взрыв. Два подъезда дома № 19 были полностью уничтожены. Взрывной волной были деформированы все несущие конструкции соседнего дома № 17.
По официальным данным, в результате взрыва погибли 100 человек, 690 человек получили ранения различной степени тяжести или пострадали в той или иной мере. Как было установлено взрывотехниками, мощность взрывного устройства составила 350 кг в тротиловом эквиваленте. Первоначальная экспертиза, проведённая на месте взрыва, показала наличие частиц тротила и гексогена. Через несколько дней дома № 17 и № 19 были уничтожены взрывотехниками, жители переселены в другие дома.
После взрыва на улице Гурьянова МВД Москвы организовало срочную проверку всего нежилого фонда города. Участковым Дмитрием Кузововым в числе прочих был проверен дом № 6 корпус 3 по Каширскому шоссе. В этом доме был расположен мебельный магазин, который его владелец недавно сдал в аренду некому Лайпанову, под склад сахара. При осмотре магазина Кузовов обнаружил мешки с сахаром, однако, поскольку он не знал, что таким образом маскируют взрывчатку, то ничего не заподозрил. 12 сентября участковый пришёл к тому же дому с повторной проверкой, но в этот раз магазин был заперт, а взламывать его в отсутствие владельца запрещено законом. 13 сентября в этом доме произошёл мощный взрыв.
13 сентября 1999 в 5:00 произошёл взрыв, мощность 300 кг в тротиловом эквиваленте, в подвальном помещении 8-этажного кирпичного жилого дома № 6 корпус 3 на Каширском шоссе. Из-за того, что дом был кирпичный, в результате взрыва он был полностью разрушен, почти все находившиеся в нём жильцы — 124 человека — погибли, 7 человек получили ранения различной степени тяжести, пострадали 119 семей.
После второго взрыва были приняты беспрецедентные на тот момент меры безопасности в Москве и других городах не только России, но и ближнего зарубежья (Украина, Белоруссия), проверены все чердаки и подвалы. Жителями жилых домов в течение нескольких месяцев были стихийно организованы круглосуточные дежурства.
14 сентября руководитель одной из риелторских фирм узнал в фотороботе Лайпанова - клиента, который снимал у них помещение под склад (на улице Борисовские Пруды, под 16-этажным домом). Риелтор сообщил об этом в ФСБ. Правоохранительные органы обнаружили на этом складе 50 мешков со взрывчаткой общим весом 2,5 тонны и 6 уже запрограммированных таймеров. По словам риелторов, Лайпанов вышел на их фирму по объявлению в газете и 3 сентября заключил договор об аренде. Было установлено, что документами на имя Лайпанова (погиб в феврале 1999 года) пользовался другой человек.
16 сентября 1999 в городе Волгодонск Ростовской области рядом с девятиэтажным жилым домом № 35 по Октябрьскому шоссе сдетонировал грузовик ГАЗ-53 со взрывчаткой. От взрывной волны была разрушена фасадная часть дома. Из завалов было извлечено 18 погибших, 1 человек умер в больнице, 89 человек госпитализированы, повреждено 37 близлежащих домов. Владелец взорвавшегося грузовика, который в момент взрыва оказался у себя дома, а не в грузовике, утверждал что не знал о том, что в его грузовике находилось взрывное устройство. По его словам, трое предположительно выходцев с Кавказа купили у него этот автомобиль, загрузили в него якобы картофель, попросили его отогнать автомобиль к дому № 35 и подежурить в нём ночью, но в момент взрыва ему, по случайности, потребовалось вернуться к себе домой.
Мы не будем рассматривать и обсуждать здесь выводы следствия, неофициальные версии и любые другие вопросы около темы этой публикации, которые так упорно муссируются на многих ресурсах. Мы просто хотим почтить память безвинно погибших в этих террористических актах.
Прикрепления: |