Главная » 2014»Март»20 » Драгоценные модели: как экс-чиновник стал автомобильным ювелиром
09:15
Драгоценные модели: как экс-чиновник стал автомобильным ювелиром
Гендиректор ювелирной фирмы Gem Tech Евгений Пивень
уволился из казначейства, чтобы делать уменьшенные копии ретромобилей
Mercedes из драгоценных металлов за €40 000
Экономист Евгений Пивень
всегда обожал машины,
но поворотной точкой для него стала выставка ретромобилей в Москве в
2006 году. Тогда вместе с будущим партнером по бизнесу Сергеем Рыковым
он прогуливался вдоль рядов машин и удивлялся, насколько качественно те
были сделаны. «Они практически не отличались от заводских: «нулёвым», на
первый взгляд, машинам на самом деле было по 50-60 лет. Это
были
легендарные автомобили: «Крыло чайки», знаменитый Adenauer, на котором
ездил канцлер ФРГ Конрад Аденауэр…», — вспоминает Евгений. Здесь же
приятели познакомились с руководителями Chromov Collection — компании,
которая продает европейские «олдтаймеры» (классические автомобили) в
России.
Так будущие партнеры узнали, что в
Европе коллекционирование
раритетных автомобилей — целая индустрия, и предположили, что Россия
вскоре пойдет по тому же пути. А те коллекционеры, которые могут
позволить себе такие автомобили, наверняка захотят купить и их ювелирные
копии, рассуждали друзья. И они решили попробовать заработать на
этом.
Встали на
крыло
Ни экономист Евгений Пивень, ни
архитектор Сергей Рыков с
автомобильным и с ювелирным бизнесом до этого дел не имели. Евгений
Пивень работал старшим казначеем в отделе госдолга федерального
казначейства и о собственном бизнесе только мечтал. Стартового капитала
тоже не было, поэтому друзья решили взять в долг. Для запуска
производства стандартных украшений найти капитал было довольно легко, но
идея с ювелирными машинками никого не впечатляла. В итоге партнеры все
же собрали $35 000-$40 000 стартового капитала по друзьям и знакомым.
Этого хватило на то, чтобы изготовить несколько первых моделей и создать
фирму Gem
Tech,
которая сейчас существует уже восьмой год. Правда, позже Сергей Рыков
проект покинул — сегодня он руководит детским центром автомобильного
дизайна в Политехническом музее. «Понял, что ему интереснее работать с
детьми», — поясняет Евгений Пивень.
Пробным шаром
стала модель Mercedes-Benz 300 SL «Крыло чайки» — она и
сейчас стоит у Евгения в кабинете. «Я увидел ее на выставке, и она
поразила меня своей красотой. Работа дизайнеров и инженеров впечатляла»,
— признается бизнесмен. Но у этого выбора были и более прозаичные
причины. Этот легендарный автомобиль – самый узнаваемый, а значит, у
него больше шансов быть купленным.
У партнеров не было
никаких чертежей этой модели. Поэтому они купили
несколько похожих игрушечных машин, вышли на сотрудников Mercedes в
Германии и попросили их прислать фотографии настоящего
«олдтаймера».
Данные перевели в масштаб 1 к 24, и «выкройка» машины была
готова.
Фото Макс
Новиков
Оставалось только найти
«золотые руки»: московские ювелиры за заказ
не взялись. Позже Евгений Пивень понял, почему сыпались отказы: такой
уровень работ был немногим по плечу. Пришлось ехать в Ярославль, где
партнеры нашли мастера с большим стажем — Бориса Колесникова. Он
согласился, и вскоре в их руках оказалась копия легендарного «Крыла
чайки» с корпусом из серебра, драгоценных камней и миниатюрным салоном
из бивня мамонта. Эту модель предприниматели не стали продавать и
оставили для рекламных фотосессий. Позже Gem Tech стал изготавливать
более крупные модели, а «Крыло чайки» осталось в качестве талисмана.
После долгих поисков ювелира партнерам стало ясно,
что нужно
налаживать собственное производство полного цикла, со штатными
ювелирами. Сегодня в GemTech пять мастеров, всего же в компании работают
15 сотрудников. Евгений Пивень, чтобы лучше понимать производство, за
это время и сам изучил ювелирное мастерство и основы
геммологии.
Роль
детали
Делать копии машин по
фотографиям и «китайским» игрушкам вскоре стало
неинтересно: детализация получалась не та. «Нам хотелось проектировать
шасси, кузов и другие запчасти с более высокой точностью — так, как это
делают в автомобильной промышленности, или хотя бы приближенно», —
объясняет глава Gem Tech. Для этого партнеры отправились в Германию. В
Mercedes-Benz их радушно приняли и согласились дать лицензию и чертежи
нескольких моделей для производства.
фото Макс
Новиков
Сегодня
Евгений Пивень ищет редкие автомобили через знакомых — в
музеях, в гаражах бизнесменов. Например, он вышел на машину Олега
Демина, владельца завода «Велком». «Мы нашли человека, который
занимается сканированием. Сейчас он наш партнер, на тот момент у него
было хорошее оборудование, — рассказывает бизнесмен. — Мы поехали к
Хромову (Олег Хромов — глава Chromov Collection), сказали, что нам
срочно нужно отсканировать автомобиль. В процессе оказалось, что наш
партнер принес баллончик со спреем, который напоминает детский тальк, и
обрызгал им полмашины. Этот «тальк» нужен, чтобы блики на поверхности
отполированного автомобиля не мешали сканированию. И в какой-то момент
появился Олег — он очень удивился, но не запретил
работать».
После сканирования половины автомобиля
(вторую отображают зеркально)
создается 3D-модель на компьютере. Как правило, она состоит из 250-300
деталей, которые затем сводят в единое целое в компьютерной программе.
Благодаря этой схеме под капотом модели в масштабе 1:18 могут установить
рулевой редуктор с количеством оборотов, равным его реальному
прототипу, спидометр, радио, часы на приборной панели и другие элементы и
механизмы, рассмотреть которые без микроскопа удается с трудом.
Приборная панель модели под
микроскопом
Ювелирная
работа начинается уже после того, как все детали отлиты в
металле. Для этого в Gem Tech используют технологию литья по
выплавляемым моделям, которая широко применяется в ювелирном деле. На
полную сборку одной машинки, цена которой в среднем составляет €40 000,
уходит около трех месяцев. Таким образом, за восемь лет Gem Tech при
постоянной загруженности могли изготовить не меньше 30 моделей, но на
сегодняшний день было сделано только 15 (все модели — Mercedes), еще две
сейчас находятся в производстве. Почему партнерам не удалось выйти на
планируемый уровень производства?
Теория
и практика
Надежды на расцвет
российского коллекционного рынка не оправдались —
он не разросся до уровня европейского. «Сначала предполагалось делать
модели на заказ с предоплатой. Но эта схема не сработала: количество
коллекционеров старинных автомобилей оставалось все тем же — чуть больше
десятка в Москве. Мы поняли, что можем делать их только сами, вкладывая
свои деньги, и продавать уже по факту, когда клиент видит готовый
результат. Российский рынок также не оправдал ожиданий: в 2008 году
начался кризис», — поясняет Евгений.
Тогда
компаньоны расширили производство: в продажу пошли запонки,
брелоки, пряжки — все в автомобильной тематике. Они продавались на
профильных мероприятиях (таких как ралли L.U.C Chopard или Mercedes-Benz
Classic Day), но бизнес все равно не окупался, пока бизнесмены не нашли
свою прибыльную нишу. Сегодня компания зарабатывает за счет создания и
продажи корпоративных сувениров из драгоценных металлов и ювелирных
украшений на заказ. Информацию о прибыли Евгений Пивень не раскрывает.
Но, судя по статусу клиентов, среди которых «Аэрофлот», «Татнефть»,
«Мегафон», московская мэрия, правительство Республики Татарстан,
известные автомобильные бренды, и офису в центре Москвы, у компании дела
идут неплохо. При этом Пивень не стал совсем отказываться от создания
драгоценных моделей «олдтаймеров». «Машинки дали толчок к тому, почему
мы вообще решили заняться ювелирным делом и создали собственное
производство», — говорит
Евгений.
Для широкой
души
Ювелирные ретромобили стоимостью в
десятки тысяч евро позиционируются
как эксклюзивные подарки или коллекционные предметы. Бизнесмен
говорит,
что не стремится к серийному производству и серьезным оборотам.
«Несмотря на то, что машинки никогда не были нам в убыток, прибыль от
них растянута во времени и нестабильна. Мы продали все наши модели, но
это не зарабатывание денег, а все-таки хобби. Каждая машинка — шедевр,
мы вкладываем в нее душу», — говорит он.
35-летний бизнесмен знаком со всеми
процессами, происходящими
в мастерской, и может сам создать 3D-модель автомобиля, но
сейчас в
основном он занимается менеджментом и новыми идеями. Мысль сделать
«Аденауэр» с корпусом из цельного камня принадлежит тоже ему. «Это моя
сумасшедшая задумка. Такого еще никто не делал! Я побывал на многих
выставках, и увидел, что камнерезное искусство до сих пор ценится, и это
очень красиво», — вспоминает предприниматель. Несмотря на разгар
кризиса, модель нашла своего покупателя практически сразу. «Это один из
тех редких случаев, когда я знаю, что владелец — человек, который
действительно любит и разбирается в этом. Все остальные машины просто
покупали в подарок как необычный сувенир», — говорит
он.
Предприниматель задумывается о том, чтобы выйти с
моделями
«олдтаймеров» на международный рынок. Пока лишь одна из проданных
моделей ушла за рубеж — в Дубай. По крайней мере конкуренции он пока не
наблюдает: есть только один ювелир в Германии, который делает похожие
вещи. Но Евгений сомневается, что спрос на такие предметы можно найти в
рациональной Европе. «Такие вещи будут пользоваться спросом в Эмиратах
или России. С Европой сложнее: у нас есть клиенты, например, в Англии,
раз в год они заказывают имиджевые сувениры, но будут ли покупать что-то
более дорогое? Я не уверен. Тут нужна русская душа, размах», — считает
он.